Получать новости по email

Интервью для социальных сетей (июль 2016 года)

Автор – Виктория Коновалова


ПРОФЕССИЯ: РЕДАКТОР

Мария Роше, профессиональный редактор, писатель, создатель проекта «Литературный Клуб ПТЕРОДАКТИЛЬ»


Как Вы стали заниматься редакторской деятельностью? Как к этому пришли?

Как ни странно, несмотря на явное призвание, мой путь в редактуру был долгим. После школы я поступила в педагогический колледж, но в профессии быстро разочаровалась. Потянулась в журналистику, показалось, что это то самое. Однако, поработав в газетах, журналах и даже на радио, поняла, что ошиблась и в этот раз. Но нужно было зарабатывать на жизнь, и вот однажды поступило предложение подработать – отредактировать небольшую книжечку по экономике. Было это, если мне не изменяет память, в 1999 году. Вот с того времени, как говорится, и понеслось…

Всегда ли эта деятельность являлась Вашей основной работой?

Нет, не всегда. Я успела поработать во многих местах, в том числе вкусила все прелести офисного труда. Литературное редактирование стало моей основной работой с осени 2009 года, когда я ушла в «свободное плавание», то есть стала фрилансером.

Пишите ли Вы книги сами? Сколько их вышло?

Пишу, правда, не совсем сама: у меня есть соавтор, моя лучшая подруга Элина Лисовская. Наша первая книга в данный момент принята издательством «АСТ» и ждет своего часа. Если бы не кризис, она вышла бы еще в прошлом году. На очереди – еще несколько книг.

В каких крупных проектах Вы участвовали?

Из крупных проектов – мы с Элиной в 2009 году написали стихотворный текст к шоу Цирка братьев Запашных «Садко», которое прошло в Москве и Петербурге с большим успехом. Сейчас я являюсь литературным редактором глянцевого lifestyle-журнала, который издается в Германии. Иногда участвую в различных литературных и театральных конкурсах.

Когда Вы решили создать проект «Литературный Клуб "ПтероДактиль"»?

Это было в конце 2007 года. Я поняла, что хочу иметь собственный сайт, на котором смогу публиковать свои и наши с Элиной творческие работы, а также совершенно бесплатно размещать произведения начинающих авторов и материалы по редактированию. Нашла сайтмейкера, объяснила ему свою идею, буквально нарисовала проект сайта, и в феврале 2008 года сайт заработал. В следующем году ему исполнится уже 10 лет. В рейтинге сайтов о культуре наш Литературный Клуб уверенно занимает 7-е место. Недавно он пережил полную реконструкцию и смену дизайна, а сейчас готовим для него новый форум, защищенный от спам-атак. Не могу сказать, что сайт воплотил все мои идеи и пожелания, но мы стараемся в меру сил и времени. Есть еще над чем поработать.

Что бы Вы посоветовали начинающим писателям?

Больше читать. Но не ленту новостей в контакте, а хорошую художественную литературу. Выучить русский язык и – это все равно не помешает – найти хорошего редактора. Постоянно писать, каждый день – пусть не рассказы или стихи, но хотя бы дневниковые записи. Найти ответственных и честных бета-ридеров, которые поделятся первыми впечатлениями от вашего текста и укажут на допущенные сюжетные промахи. Расширять кругозор: путешествовать, наблюдать, запоминать. Фантазировать. И еще – не относиться слишком серьезно к себе и своим произведениям. Но и не изводить себя самокритикой – для этого есть редакторы.

Что нужно сделать, чтобы стать хорошим редактором (на Ваш взгляд)?

Во-первых, превосходно владеть языком, а лучше двумя или даже тремя. Это значит не только правила выучить и знать, где надо ставить запятые, а где нет. Текст нужно уметь чувствовать, слышать его мелодию, видеть гармонию и красоту и уметь несовершенный текст приводить к этой гармонии и красоте, причем, минимально вмешиваясь в написанное автором. Это называется «ювелирная правка» – когда порой одна запятая или два переставленных слова меняют суть предложения. А во-вторых… нужно уметь общаться с людьми. Тут тоже необходим высший пилотаж, так как среди авторов часто попадаются люди нервные, ранимые, обидчивые или упрямые, а задача редактора – не только исправить текст, но и донести до автора, почему именно так нужно сделать, убедить его в том, что это все для его же блага, а не из редакторской вредности, уметь настоять на своем решении либо найти устраивающий обоих – автора и редактора – компромисс. Порой это очень сложно, но вполне достижимо.

Какое у Вас хобби?

Если не считать написание текстов, то это путешествия, игра в театральной студии, рисование. У меня замечательная семья – муж, двое сыновей, две собаки. Много друзей, с которыми всегда приятно встречаться. И множество приключений, которые еще впереди.

Лучше работать редактором удаленно или в издательстве?

Наверное, кому как. Но, проработав фрилансером почти семь лет, могу сказать так: лично я предпочитаю удаленную работу и свободный график. У офиса есть свои плюсы, но, на мой взгляд, у фриланса их больше. Да, нужно набраться смелости и терпения, чтобы уйти в никуда и стать самому себе начальником, но это того стоит. В любом случае, главное – всегда стараться выполнять свою работу качественно, на сто процентов. Ибо хорошую репутацию испортить легко, а заработать  – долго и сложно. А ведь именно от репутации фриланс-редактора зависит то, сколько у него будет клиентов и, соответственно, доходов.