Получать новости по email

Творческая лаборатория

«Человек читающий»: вид вымирающий?

«...я говорил ей неоднократно: вместо «МК» читай лучше Канта!» - пела почти забытая сегодня, но необычайно популярная в университетской тусовке 90-х группа «Крематорий». Звучало это тогда – если не ошибаюсь, году в 1999-м - актуально и сатирично.
И вот сегодня, каких-то полтора десятка лет спустя, я с грустным удивлением отмечаю, что процитированные строчки когда-то любимой группы катастрофически устарели. Какой там «МК»! В очередной раз безуспешно попытавшись втолковать собственному ребенку, что полчаса чтения – гораздо более интересны, чем полчаса ТВ-сериала, испытываешь желание завопить: «Ну почитай же хоть что-нибудь!»
Наверное, мы с женой – не единственные родители, перелопатившие немало статей в интернете с целью понять, ЧТО ЖЕ СДЕЛАТЬ, чтобы разбудить в ребенке интерес к чтению. В какой-то момент мы даже создали для себя нечто типа «чек-листа», по которому проверяли на себе каждый новый совет «бывалых» или «профессионалов»:
•    Читали ли ребенку регулярно сказки в младенчестве или перед сном? – да
•    Часто ли ребенок видит маму и папу с книжкой в руках? – да
•    Рано ли ребенок научился читать и хорошо ли это делает? - рано, хорошо
И так далее.
Не стану утомлять читателя рассказом, на какие еще ухищрения мы идем, чтобы привычка к чтению у нашей второклашки все-таки вырабатывалась, но при этом процесс не был принудительным (что неизбежно ведет к обратному результату). Просто закончу пример мыслью, к которой мы в итоге пришли: все упомянутые и неупомянутые советы могут работать в конкретном случае, но не применимы универсально. Несправедливо утверждение, что мы, дети 70-х, вырасли «мельче» (глупее) и являемся более бездарными воспитателями детей собственных, чем были по отношению к нам наши родители. Проблема, скорее, в ином: и чужой опыт, и наши усилия однозначно слабы и беспомощны против великого наркотика – ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ, опутавшей нас в XXI веке (есть соблазн назвать ее «информационной помойкой», но из эстетических соображений делать этого не буду).
Нашей «информационной средой» были родители со своими интересными рассказами, зачастую оканчивавшимися прямым подталкиванием к книге («Почитай, сынок, если тебе это интересно!»); для тех, кому повезло – еще и школьные учителя; ну, и только в редкие праздничные моменты – телевидение (ведь можно было раз 10 успеть прочитать в оригинале «Сказку о мертвой царевне», пока дожешься одноименного мультика в воскресной программе «В гостях у сказки»!). В итоге все пути непременно вели к единому информационному источнику – книге. Сейчас таких источников, даже если перечислять только основные, – пальцев рук точно не хватит! Интернет-поисковики расскажут и покажут, баннер отведет на нужный сайт, одна поставленная «галочка» внедрит тебя в галдящее на все голоса (но умелой рукой режиссера разделенное на форумы по интересам) сообщество, а в нем - реклама телеканала, сайта, партнерского мобильного оператора... Необходимый навык чтения здесь ограничен умением понимать простые фразы на родном языке, остальное в виде визуальных и звуковых раздражителей проникает в мозг напрямую – без утомительной необходимости превращать печатные знаки в образы через мозговые импульсы.
Результат революции (подмывает назвать ее «контрреволюцией»), которую провела эта Информационная Среда буквально за несколько лет, состоит, в частности, в следующем: успешно устранено такое – казавшееся незыблемым! – преимущество книг, как ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА. Ведь все мы с детства читали книги еще и потому, что их можно было (в отличие от того же ТВ) выбрать по своему вкусу, снять с полки (в крайнем случае – взять в библиотеке) и тут же начать читать.
Вот об этом выборе я и хочу продолжить. Пересекая практически каждый рабочий день Москву на метро, я наблюдаю любопытную (хотя и не особо радостную) трансформацию, происходящую с «самой читающей нацией». Пару-тройку лет назад мне казалось, что доступность электронных книг повернула процесс снижения интереса к чтению вспять, потому как два очевидных удобства электронной книги – отсутствие необходимости идти за нею каждый раз в магазин и ее легкость, компактность – очень быстро «засеяли» вагоны метро читателями е-буков (e-book – С.Ш.). Однако радость оказалась преждевременной, потому как еще через какой-то год под землю спустился высокоскоростной интернет, планшеты стали доступнее, а дисплеи мобильников – похожи на мини-телевизоры. В итоге – что там говорить о 15-летних! – я каждый раз вижу рядом с собой в вагоне двух-трех граждан вполне солидного возраста, увлеченно гоняющих на своем гаджете Colour Lines или даже рулящих гоночным болидом. Про «тинов» и «твинов» (двадцатилетние, от англ. “twenty” – С.Ш.) вообще молчу: в последнее время меня убивают наповал девушки, смотрящие в транспорте турецкие сериалы с русскими субтитрами – приходится допустить, что там все настолько интересно, что даже русский дубляж не нужен! Откуда все это?! Что, мы с вами настолько мозгами стали плохи – в рамках одного-то неполного поколения?! Да нет: на мой взгляд, у нас просто появился ВЫБОР, которого 30 лет назад не было.
Простой пример. В комедии Гайдая «Спортлото-82» равноправным героем повествования является книга вымышленного Гениана Зелёного «Смертельное убийство», которую читают ВСЕ герои (кстати, уже сегодня можно оценить, насколько провидчески точна сатира в названии!). Итак, у всех одна и та же книга, общий (единственно возможный!) дизайн обложки; она модная, популярная, наверняка дефицитная. Ведь именно так в реальности и происходило с изданным небольшими тиражами «Мастером и Маргаритой» Булгакова, позднее – с «макулатурными» (купленными за 20 кг сданной макулатуры) Сабатини и Джеком Лондоном, с Пикулем и Платоновым в «Роман-газете». Их «доставали», «ловили», перекупали, читали семьями и компаниями по кругу. И никаких серийных убийств, дамских романов, текстовых переложений «ТВ-мыла» не было и в помине: либо читаешь ЛИТЕРАТУРУ, либо про освоение целины. Выбор небольшой и очевидный.
В ранние 90-е вдруг стали издавать ВСЁ – и как страна бросилась читать!!! Да вот только... Когда культура не является частью государственной политики, она становится коммерцией. А коммерсант непременно ищет наиболее выгодный с точки зрения прибыльности продукт... И ему довольно быстро становится понятно, что из 100 000 человек, прочитавших изданную им «Анну Каренину», ни один не придет к нему за «Возвращением Анны Карениной» (по причине давней кончины - не героини даже, а автора). А вот из тех же 100 000 читателей «Смертельного убийства» наверняка добрая половина вернется за «...убийством-2». Значит, оно должно быть на полке! А если выпустить третью «серию»? Тоже купят! А четвертую?.. Нет смысла рассматривать экономику модели, менее чем за десятилетие воссоздавшей на бывшей «шестой части суши» точную копию царства бульварного чтива - посредственного, но коммерчески успешного «бестселлера». Но читатель, которому дали ВЫБОР, его сделал – и, в своей массе, отнюдь не в пользу хорошей литературы...
Почему? Да все, по моему скромному мнению, очень просто. Когда мы беремся за книгу? В подавляющем большинстве случаев - тогда, когда отдыхаем. Или ХОТИМ отдохнуть. Готов поспорить, что именно так ответило бы подавляющее число тех пассажиров метро и автобусов с книжками в руках, по количеству которых Советский Союз и принято было называть «самой читающей страной в мире». Ты хочешь отдохнуть – пожалуйста, тебе предлагают с лотка на выбор: философские отступления Толстого; психологические наблюдения Достоевского; историю приключений нового российского супермена в 5 частях. Что ты возьмешь? Те же «истории суперменов» в 90-х только-только появились на рынке, и многие (я помню!) брали их «просто попробовать» именно как непритязательное, легкое чтиво, в которое можно сильно не вникать. Вернулись из этого наркотического дурмана, как показывает практика, немногие... Ибо намного проще отдыхать с простыми короткими фразами, максимально насыщенным понятными событиями сюжетом и условными (за ненужностью) описаниями, чем вчитываться, порой перечитывать, додумывать, пытаться понять скрытый смысл фраз гениев прошлого или настоящего, когда тебе наступают на ногу или вдавливают в дверь вагона. Уже дома вечером сладкий вкус отдыха остается, и та же книга снимается с полки перед сном...
Итак, ОТДЫХ. Страна весь день работала (училась, тренировалась, учила других, лечила, строила, охраняла – нужное подчеркнуть), после чего начинала отдыхать в обществе бульварного чтива. Наверное, не надо лишний раз объяснять, какой маленький шажок оставалось сделать к состоянию, когда потребность в чтении как таковом вообще сводится к минимуму. Микропроцессорные, а затем и сотовые технологии пошли на книгу в атаку, а спутниковое ТВ и общедоступный интернет замкнули кольцо Информационной Среды: чтобы отдыхать (причем увлекательно, интересно!) где бы то ни было – на собственном диване, в метро, в очереди в поликлинику или в ожидании спутницы, опаздывающей на свидание – книга не нужна сегодня СОВСЕМ. Ее целиком заменила Информационная Среда в своих многочисленных воплощениях (чаты, твиты, «контакты», смс-ммс, сообщества, игры, онлайн-кино)... Кстати, очень забавно, что один из сайтов, где можно посмотреть онлайн практически любую тв-программу (сериал, шоу, и прочее), называется буквально словом ЗОМБИ (только с удвоенным «О») – своих намерений они уже даже не скрывают!
 Немного отвлекаясь, не могу не отметить, что практически такую же резкую трансформацию прошла массовая музыкальная культура новой России: от подцензурной «Советской эстрады» через короткий переходный период, когда меломаны буквально купались в свободном, творческом роке, к засилью приторно-жвачечной попсы...
Вы спросите: «А что все-таки, Сергей, будет с вашей дочкой и ее чтением?» Хитрая кампания, в которую входят такие средства, как (i) приятная заслуженная награда после прочтения целой книги (обязательно по возрасту интересной!), или (ii) как будто случайная дискредитация мобильных игр, бесполезных тв-шоу и даже целых каналов, - ведется нами с женой ежедневно. Мы только в начале пути, поэтому об успехах поговорим года так через три!