Получать новости по email

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПИСАТЕЛЯХ

И ПИСАТЕЛЬСКОМ МАСТЕРСТВЕ


Кто достоин звания писателя?

В последнее время стало модным писать, сочинять, издавать книги. Такого количества писателей, наверное, не было нив какие другие времена. Однако с течением времени понятие «писатель» изменялось. Так правильный ли смысл мы вкладыванием в понятие «писатель»? Кто в наше время достоин звания писателя?
Если рассматривать этимологию и семантику этого слова, то очевидно, что произошло оно от слова «писать». Однако сегодня пишут практически все, кто умеет держать в руках ручку или печатать на компьютере. Рассмотрим как понятие «писатель» определяют словари.
Толковый словарь В. Даля дает такое определение: «писатель — пишущий что-либо, пером или кистью, но больше в значении «сочинитель, литератор». Всюду писак более, чем писателей». Как мы видим, уже в 19 веке разделялись понятия писателя и литератора, писаки. Звание писателя становится все более значимым и начинает носить более осмысленную нагрузку.
Д.Н. Ушаков в своем толковом словаре (ред. 1939-1940гг.) определяет писателя как «человека, пишущего литературные произведения». Получается, что писателем может считаться тот, кто не просто пишет, а пишет именно литературные произведения. Что считать литературой — это у же вопрос для отдельного разговора.
В словаре С.И. Ожегова дается, по сути, тоже толкование, что и у Ушакова: «писатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения». Ожегов также позиционирует писателя как человека, который занимается именно литературных художественных произведений.
Совсем до недавнего времени писатель и литератор стояли на различных ступенях. Сегодня эти понятия не просто смешаны, а практически синонимичны. Если раньше литератор мог лишь мечтать о том, что когда-нибудь он станет достоин звания писателя, то сегодня подобный вопрос не стоит в принципе. Любой, кто взялся за написание какого-либо рода литературы уже считает себя писателем. Раньше знатоки и почитатели художественного слова всегда критично относились к новоявленному писателю. К человеку, который назвал себя писателем, предъявлялись особые требования. Мало было опубликовать пару своих опусов в каком-нибудь сборнике. К литератору таких строгих требований не предъявлялось, да и он не претендовал на писательские лавры.
В наше время писателем именует себя любой, кто хоть что-то написал. Для этого уже не нужно интересоваться мнением окружающих. Зачастую такие «писатели» начинают писать не тогда, когда находит вдохновение, а когда им светит внушительной суммы гонорар. Понятие «писатель» стало слишком будничным, каждодневным. «Писателей» все чаще называют авторами, а не творцами, потому, как и творить им приходиться все меньше.

Какими качествами должен обладать писатель

Чтобы стать писателем, недостаточно быть просто талантливым. Помимо таланта успешный писатель обладает рядом черт.
Что важно для писателя? Чтобы его творческий почерк был узнаваем. Именно поэтому писатели посвящают выработке собственного стиля так много времени. Одно из качеств, которым непременно должен обладать писатель — это оригинальная манера изложения. По сути, все остальные качества работают на развитие именно этой главной черты писателя.
Еще одно качество писателя — это трудолюбие. Как говорится, без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Для писателя это особенно актуально. Чем больше писатель прикладывает усилий к своему произведению, тем лучше оно получится. Иногда писателю приходится по несколько раз переписывать один и тот же эпизод. И главное запастись не только трудолюбием, но и терпением.
Терпение — не менее важное качество, которым должен обладать писатель. Терпеливое отношение касается не только самого творческого процесса. Писатель должен быть готов к тому, что известность настигнет его далеко не на следующий день после выхода книги. На завоевание читательской аудитории может понадобиться не один год. К некоторым слава приходит вообще только после смерти. Так что, как видите, терпение писателю жизненно необходимо.
Еще одним желательным для писателя качеством является внимательность. Именно благодаря внимательности писатель способен подмечать все интересные моменты и мелкие детали, которые потом вполне могут занять свое место в его произведениях. Наблюдательному писателю не нужно долго думать над сюжетом, жизнь сама подбрасывает ему идеи.
Писатель отчасти должен быть психологом и философом. Он должен раскрывать перед читателем все нюансы человеческих взаимоотношений, житейских проблем и самой сущности человека. Писатель должен помнить, что в его произведении всегда должна присутствовать мысль. Причем мышление должно быть не стандартным, полным стереотипов, а оригинальным, подчас парадоксальным.

Профессия или призвание?

Создать хорошую книгу, которая бы не только нравилась читателю, но и долго жила, переиздавалась, совсем непросто. Настоящих писателей-классиков современной эпохи, чьи имена займут достойное место в истории мировой литературы, можно пересчитать по пальцам. Крупнейшие российские и зарубежные издательства с большим удовольствием и не без пользы для себя сотрудничают с ними. Несмотря на то что все магазины и лотки в буквальном смысле слова завалены всякой литературой, спрос на талантливых авторов есть и будет всегда. В хороших произведениях нуждаются как сами читатели, так и издатели, и распространители книг. В последние годы популярностью пользуются детективы и мелодрамы, народу для чтива требуются криминальные разборки, убийства, любовные сцены и т. п. И хотя классика пока не в моде, к ней по-прежнему относятся с почтением.
Если не вдаваться в жанровые подробности, все литературные произведения условно можно разделить на две группы: прикладные, несущие полезную информацию, и так называемые художественные, не претендующие на то, чтобы стать пособием для реальной жизни. Последние и составляют область деятельности писателей. В своих книгах авторы стремятся посредством вымысла вызвать у читателя определенные мысли, чувства и настроения, заставить что-то пережить и перечувствовать вместе с собою.
По идее, чтение каждого художественного произведения, как и слушание музыки или созерцание картины, должно приносить глубокое духовное удовлетворение. Однако все не так просто. Бывает, что авторы страдают болезненным пристрастием к сочинительству — графоманией и необъективно оценивают свои шедевры.

Азы профессии

Как же написать качественное художественное произведение? Конечно, прежде всего необходимо особое дарование. Однако талант нужно развивать, совершенствовать, иначе он зачахнет, а то и погибнет. Каждому, кто чувствует в себе влечение к литературной работе, следует ясно и отчетливо сознавать, какого рода задачи стоят перед писателем, какие из них могут быть решены им лично и как их разрешали те или иные мастера. Проще говоря, начинающий автор должен быть хорошо знаком с материалом и техникой этого вида искусства. Иначе он рискует растратить собственные силы на «изобретение велосипеда». Кроме того, взявшись за что-то трудное, глобальное, есть опасность переоценить свои возможности — попросту надорваться.
Техника художественного слова очень тонка и требует специальных знаний. Зачастую люди не задумываются над ней и полагают по простоте души, что если они хорошо пишут письма или ведут личные дневники, то сумеют написать и роман или трагедию. Напрасно. «Писатель должен учиться своей технике, как скрипач учится своей», — советовал начинающим литераторам мастер художественного слова, автор учебного пособия «Школа писателя» профессор Георгий Шенгели.
Первая задача начинающего писателя — расширить свой словарный запас. Подсчитано, что в нашей обиходной речи мы используем всего около тысячи различных слов. Между тем в сочинениях крупных литераторов их насчитывается от десяти до пятнадцати тысяч. Это не случайно. Богатство содержания, изобилие наблюдений, мыслей, чувств требуют большого количества средств выражения. Увеличить словарный запас помогает чтение книг, как современных, так и старинных, знакомство с народными песнями, частушками, сказками, а также изучение специальных словарей. К тому же писатель должен уметь еще и чувствовать слово, улавливать его смысловые оттенки и эмоциональную окраску.
Поскольку художественное произведение закрепляет в себе глубоко организованную речь, литератор должен знать законы строения сочинений. А для этого необходимо специальное образование. Это отмечали многие признанные мастера. Приведу пример. Однажды Николай Гумилев, уже будучи автором знаменитого поэтического сборника «Романтические цветы», поделился с Валерием Брюсовым своими затруднениями в области прозы: «Не забывайте, что мне теперь только двадцать лет и у меня отсутствует чисто техническое умение писать прозаические вещи. Идей и сюжетов у меня много… С горячей любовью я обдумываю какой-нибудь из них, все идет стройно и красиво, но когда я подхожу к столу, чтобы записать все те чудные вещи, которые только что были в моей голове, на бумаге получаются бессвязные отрывочные фразы, поражающие своей какофонией. И опять спешу в библиотеки, стараясь выведать у мастеров стиля, как можно победить роковую инертность пера».

(источник www.prozakonkurs.ru)