Получать новости по email

Полезные советы

Советы начинающему автору фэнтези

от читателя и почитателя этого жанра

В последние 3-4 года из фэнтези попадаются какие-то вещи, дочитать которые можно лишь из спортивного интереса. То ли действует мой профессиональный снобизм, то ли авторы, пишущие в этом жанре, воистину перешли на конвейер и занялись литературной штамповкой... То ли все хорошее уже прочитано...

1. Для начала прочтите книгу о средневековом вооружении, благо, сейчас их издается предостаточно, как хороших, так и не очень, это уж на что наткнетесь. Однако даже халтурная компиляция поможет вам разобраться в терминологии и вооружить своего героя.

Усвоив термины, не злоупотребляйте ими, потому что, если вы облачите своего героя в хауберк, повесите ему на пояс фальчион или фломберг, дадите в руки глефу, а на голову водрузите бацинет, то 99 читателей из 100 вообще не поймут, на какой карнавал вы его собрали и о чем идет речь. Кроме того, когда вы разберетесь в оружии, хорошенько подумайте, сможет ли молоденькая героиня блистательно сражаться тем же самым фломбергом или фальчионом. Для эксперимента возьмите обыкновенный дворницкий лом и помашите им минут пять без перерыва.

2. Заставлять путешествовать своего героя пешком с глефой в руках – чистой воды садизм. Попробуйте взять деревянное весло (вес с глефой примерно одинаков), водрузите его себе на плечо и пройдите пять-шесть-семь остановок до другого района вашего города. В жаркий день получите море удовольствия. Впрочем, дождливый день удовольствия доставит куда больше, особенно если пойти по грунтовке. Кроме оружия, герой, как правило, несет вещмешок, а если же припомнить, что в мире фэнтези дороги не асфальтируются, то путешествие несчастного персонажа с одно- или, не дай бог, двухлезвийным дрыном на плечах и другим снаряжением вызывает щемящую жалость к нему и тихую ненависть к автору.

3. Будьте внимательны в описании! Если кто-то в вашей фэнтези стреляет из арбалета, прочтите книгу о свойствах этого оружия, о названии его частей, о дальнобойности. Впрочем, даже в исторических романах бывают ошибки: вспомним роман А. Конан-Дойля «Белый отряд», в котором стрелок выпускает стрелу из арбалета с двойной тетивой – а двойная тетива натягивалась исключительно на дугу пулевого арбалета (не удивляйтесь, существовали и такие).

4. Хотя бы один раз прокатитесь верхом. Конечно, пьянящего азарта кавалерийской атаки вы не почувствуете, но узнаете, с какой стороны садятся на лошадь, и не станете путать вожжи с поводьями. Помимо этого, поговорите с инструктором или достаньте литературу о верховой езде. Описывать конные походы сразу станет значительно легче. Заодно выясните, сколько километров (миль) в день проходит рабочая лошадь, и какой груз она способна нести. Если же вам повезет, и вы научитесь верховой езде, кони для вас перестанут быть безликими существами для перевозки всадника или груза, а обретут свои характеры и повадки.

5. Прочтите одну-две книги об архитектуре средневековья, и описания замков сразу станут более близки к реальности фэнтези, а не к реальности описания интерьера современной трехкомнатной квартиры. Кстати, помните об особенностях освещения.

6. Полезно также держать в памяти тот факт, что любой мир имеет не только страны, города, население, флору и фауну, но также и климат. Смена погодных условий, времен года и времени суток обязательное условие как для реального мира, так и для вымышленного.

7. Наделив своего персонажа качествами, характерными для супергероя, не стремитесь, чтобы его похождения (и сюжет вашей книги) напоминали марш-бросок взвода спецназа. Трупы и дымящиеся развалины оставьте американским боевикам. Приключения на каждом шагу – это замечательно, но герой остается человеком. Если вам не под силу оставить его наедине с собой, заставить задуматься, причем именно задуматься, а не силой мысли распутать интригу, которая его закружила, то не стоит писать даже фэнтези. Золотой фонд русской макулатуры и так пополняется с каждым днем.

Если уж вы твердо решили написать книгу и разработали сюжет, то дерзайте. Однако позвольте дать еще несколько советов, касающихся уже не подготовки, а процесса написания.

8. Учтите, что у вашего героя есть прошлое, поэтому он может и вспоминать былое, и встречаться с кем-то из старых друзей или врагов. Впрочем, ретроградная амнезия – отличный выход для нежелающих разрабатывать биографию персонажа. Можно, конечно, описать похождения героя с детства или с подросткового возраста, но это уже будет походить на эпопею про Конана-варвара, а Роберту Говарду и его последователям уподобляться не стоит.

9. Не воскрешайте врага своего героя! Лучше придумайте нового, как бы ни было жалко утрачивать персонаж, которого и герой, и читатели знают, как облупленного, и который всем уже порядком полюбился. Воскрешение старых врагов говорит только о слабости автора. Тем более странно появление врага и активные его действия в пятой книге после гибели его в первой. Создается впечатление, что он был в коме три промежуточных тома, но и в коматозном состоянии упорно плел интриги против несчастного героя (к слову, можете не закручивать сюжет интриги слишком сильно – господина Дюма на этом поле еще никто не переиграл). К тому же, когда один и тот же герой сражается с одним и тем же врагом, это уже начинается эффект сериала.

Впрочем, если пошел так называемый «эффект сериала», вас не спасут даже новые персонажи, положительные они или отрицательные. Четвертый том всегда в таких случаях уступает третьему, пятый хуже четвертого, а девятый не стоит и читать, разве что с похмелья. Запомните: начав писать, не забудь остановиться!

10. Следите за языком своих героев! Подумайте, может ли персонаж выдуманного мира называть свою боевую подругу Клархен, если уменьшительно-ласкательный суффикс –хен– существует только в немецком языке. Получается, или герой – выходец из Германии, или немцы ухитрились оккупировать вымышленный мир. То же самое можно сказать насчет навязчивого употребления слова файербол. Персонажи-полиглоты от немецких суффиксов перешли к английским словам. В общем, получается примерно следующее: «защитившись силовым полем, Клархен метнула в противника файербол и попала» или не попала – в зависимости от ловкости противника.

11. Помимо всего прочего, в последнее время авторами фэнтези (и юными поэтессами) овладело маниакальное желание употреблять в речи своих героев звательный падеж (старче, человече и т.п.), и все бы ничего, но форма эта, благополучно скончавшаяся еще в древнерусском языке, не имела только одной флексии «е». Да, действительно, слова определенного склонения имели это окончание, но слово «сын», например, относилось к другому типу склонения и имело в звательном падеже флексию у – «сыну» (как там в «Тарасе Бульбе»: «А поворотись-ка, сынку!»). Так что обращение «сыне» неверно. Изумляет также форма «монасей». К чему вообще эта архаика, да еще и неправильно образованная?! Давайте тогда введем из древнерусского языка формы с первой и второй палатазизациями, дательный самостоятельный и суффиксы-детерминативы. И получим прекрасный современный язык для фэнтези наподобие нижеследующего: «Клархен же вне седеаше егда пристонпи к ней архимаг несуча меч в руце и рекл он: Кларо! не уприде година моя». Кстати, в этом случае можно исключить и знаки препинания за ненадобностью.

12. Воображение авторов современной фэнтези вообще потрясает. Когда его не хватает для изобретения чудовищ, с которыми подобает сражаться супер… пардон, просто героям, прибегают к помощи компьютерных игр. В памяти свежо изумление геймеров, не раз проходивших «Возрождение Эрафии» и «Клинок Армагеддона», когда они напоролись (именно напоролись! как на мину!) в одной книге известного автора на персонажей из этих игрушек, а именно: на костяных гончих и костяных драконов (не говоря уже об архимагах). Будущие авторы, запомните этот ужас!

13. Если вы собираетесь отправить героя из нашего мира в мир фэнтези, то будьте осторожны при выборе профессии героя. Профессия накладывает отпечаток на всю жизнь, и медик будет комментировать происходящие с ним события с изрядным цинизмом, вспоминая словечки и случаи из своей практики. Программист отнесется к происходящему со своей точки зрения, а преподаватель, скажем, физики – со своей. Одного-двух упоминаний о специальности и пары профессиональных терминов в самом начале недостаточно, поскольку к середине книги герой стойко воспринимается сознанием как бомж.

14. Если ваши персонажи слушают музыку, не нужно цитировать постранично тексты песен. Понятно, что автору платят за объем, но он пишет все-таки фэнтези, а не песенник.

15. Описывая жизнь и магию в каменном веке, подумайте, была ли там хорошо развита речь для длинных пространных моно- и диалогов с рассуждениями чуть ли не о категорическом императиве, и стоит ли употреблять перлы вроде «похерить». Конечно, люди там первобытные, но словцо это столь же уместно в подобном контексте, как ассенизатор на Оперном балу. Впрочем, сей глагол стал уже визитной карточкой одного довольно известного автора фэнтези, поскольку в его книгах оно попадается со статистической неизбежностью.

16. Если ваш мир полностью выдуман, если герои живут и действуют в нем, не соприкасаясь с иными культурами, и уж тем более даже не подозревают о христианстве, могут ли они упоминать бога или черта? Человек не может сказать: «Вот черт!» или послать кого-то к черту, если он воспитан на иных традициях, в иной культуре, вырос в ином мире. Кстати говоря, инопланетян, посылающих к черту, в научной фантастике до сих пор, к счастью, не встречалось. Нотабене: фразу «Как Мамай прошел» может сказать только русский, но никак не король выдуманного королевства.

И последнее. Умение закрутить сюжет, размазать приключения героев на энное количество томов, способность описать другой мир, не делают человека писателем, в каком бы жанре он ни писал. Должна быть ИДЕЯ, мысль, с которой вы хотите поделиться, и сюжет должен быть не целью, а средством. Слишком много в последнее время выходит таких книг (не только фэнтези), читая которые жалеешь карельские леса и сибирскую тайгу: зачем их изводить на бумагу под ЭТО!

Автор: vader76
http://vader76.ya.ru/