Получать новости по email

Основные проблемы писателей: кому, зачем и для чего мы пишем?


Основные проблемы писателей: кому, зачем и для чего мы пишем?


Большинство авторов, работая над своими историями и сталкиваясь с писательскими проблемами, считает, что возникающие на творческом пути препятствия – это личное и только их собственное. И больше таких ни у кого нет. А обсудить проблему и спросить совета не у кого – вокруг сплошь «технари» и прочая «не пишущая» братия. А еще есть проблемы типа «для кого это надо – кому я пишу?», «стесняюсь показать – пишу криво и ничего особенного», «что делать с таким количеством идей», «о чем писать» и так далее.
Как быть?
Рассмотрим проблемы подробнее.

1. Зачем и кому пишу – пожалуй, самая распространенная проблема авторов.

Этим вопросом задаются даже издающиеся писатели, кстати.

Кому? Во-первых, конечно, себе. «Когда мне хочется прочитать книгу, я пишу ее», – заметил Бенждамин Дизраэли, и это замечательный стимулирующий подход к работе.

А во-вторых, можно изучить полки книжных магазинов, понять, о чем хочет читать большинство, и писать в ключе издательского тренда – для других. Или для родных и друзей.
Истории пишутся дольше, чем читаются, а читающих, кто бы что ни говорил, больше, чем не читающих. Не будем об этом забывать.

Зачем? Подумайте. Проанализируйте причины самостоятельно. Кто-то просто хочет поделиться интересной историей. Кто-то мечтает о лаврах Кинга и Роулинг, стремится сделать писательство профессией и средством заработка. А для кого-то это час в тишине, наедине с собой – чтобы обдумать опыт, записать интересные наблюдения. Подумайте. И найдите в этом стимул. И спокойствие – чтобы перестать метаться, привести мысли в порядок и творить.

2. «Начал – бросил» – вторая распространенная проблема.

Часто она связана:

а) с готовой концепцией романа – все придумал и продумал, история проявилась… неинтересно записывать;
б) с незнанием и «серединным» ступором, когда есть только начало, конец и пара героев, а остальное не придумывается;
в) с «перебитым» интересом – приходом новой увлекательной идеи.

От всего этого есть одна панацея – то самое понимание, зачем и для чего вы пишите. И для кого. Кроме списка приключений и красивого начала должно быть глубинное понимание того, о чем вы хотите сказать – какую проблему обсудить с читателями, какой мир показать. И где «побывать». И что «сделать» руками героев. Чего достичь и зачем достичь. Что увидеть. И кому показать.

Тогда и непокорная середина сочинится, и новая идея не перебьет «аппетит», и по готовому плану история запишется с удовольствием.

3. Как закончить эту бесконечную историю – третья беда.

Кто-то стопорится в начале, кто-то – в середине, а кто-то зависает в финале и полгода не может дописать несчастный эпилог. А кто-то даже писать не начинает – мусолит в мыслях, обдумывает на десять раз давно готовые эпизоды и никак не может решиться приступить к работе.

И здесь тоже одна панацея — понять, зачем и для чего. А еще – не лениться. Кроме мучительного «кому нужен этот бред» закончить мешает банальная лень. Лень обдумывать и разбирать историю по косточкам, лучше сериал посмотреть. Лень загонять себя каждый день за компьютер и писать хотя бы пару страниц в сутки. Придумывать – да, интересно, а вот записывать, создавать текст – это уже работа. А работать мало кто любит. А надо, если хочется завершить начатое.

А бывает, что нет ни времени, ни сил. Или есть, но мало – быт сжирает все время, и «расталкивать» себя на час страданий над текстом кажется бессмысленным. А теперь спросите себя – бессмысленно ли? Если так, то зачем себя мучить? А если нет?.. В таком случае я советую одно – приведите в порядок свою жизнь, проанализируйте временной график, откажитесь от чего-то, например, от сидения в соцсетях. И у вас появится еще час, а то и два, на творчество.

4. Что делать с «холодильником» идей?

Как я уже однажды говорила, «холодильники» (временно замороженные) и «кладбища» историй (то, уже давно покрылось пылью, забылось и никогда не напишется) есть у всех. У всех! И с ними нужно постоянно работать, ведь переизбыток информации часто стопорит писательский процесс, перебивает «аппетит» к тому, что пишется.

Да, всех историй не напишешь, как и всех денег не заработаешь. Поэтому первым делом в накопленном нужно «прибраться» – завести на каждую историю блокнот, сложить шпаргалки в одну папку, перепечатать, составить творческий каталог.

Так, допустим, есть «холодильник» – то, что временно отложено в сторону. И если там рассказы или стихи, то ими можно заниматься между написанием романа – отвлекаться полезно. Или – встроить сцену и образ из ниоткуда в основной роман. Или – просто вдохновляться и стимулировать себя – дескать, закончу одно и перейду к следующему, ибо отсутствие «продолжения» творчества порой губительно.

Далее – «морозилка»: большие романы, которые ждут своего часа, сборники рассказов или… А в морозилке ничего не портится, да. И однажды вы будете размышлять о том, за что бы взяться, а оно есть, нужно только достать, обдумать и применить по назначению.

А есть, к сожалению, «кладбища» – то, что лежит в «морозилке» годами и не подает признаков жизни. Такое можно смело выбрасывать – и из папок, и из головы. И не жалеть. Как мы расстаемся с вещами, которыми не пользуемся, чтобы не захламляли квартиру, так прощаемся и с ненужными идеями. Или, в конце концов, ее можно подарить другому – тому, кому писать не о чем.

5. О чем писать – очередная беда.

Автор данной статьи, честно, ненавидит этот вопрос до глубины души, ибо страдает забитыми до отказа «холодильником», «морозильником» и тихо вздыхает порой над «кладбищем» идей. Но когда-то и меня мучил данный вопрос. Бывало, я специально оттягивала дописывание очередного творения, не имея новых идей и боясь ставить точку, ведь после нее начиналась пустота.

Проблема однако решилась очень просто и сама собой – я начала извлекать идеи из того, что писала – из эпизодических образов, которые получались интересными, но не находили пространства для маневра, из легенд, из случайных цепляющих фраз… А потом процесс перекинулся на другие источники информации – книги, фильмы, окружающий мир. И идеи посыпались, как из рога изобилия.

Чтобы знать, о чем писать – чтобы идеи приходили постоянно, нужно быть открытым. Любопытным. Неленивым. Внимательным. Нужно читать, смотреть, учиться, наблюдать и интересоваться – древними цивилизациями и культурами, языками, оружием, историей, природой… чужими мирами. А вместе с интересом появится и ответ на извечный вопрос.

6. «И текст не нравится, и не то пишется, что видится».

Описать увиденное «в голове» так, чтобы оно и визуально, и по ощущениям отвечало мысленному оригиналу, очень трудно. Очень. Это высшая ступень мастерства, и к ней нужно идти через опыт, долгие годы.

Я пишу больше десяти лет, имею с десяток написанных романов, но до сих пор учусь и иду к этой ступени. Ибо сбивает многое.

То сцена мутирует – герои не так себя поведут, случайная мысль проскользнет змеей в текст и переведет в другое русло сначала диалог, а за ним и главу, и порой идею романа. Или – да, текст не нравится и кажется косноязычным. И начинаешь переделывать – и концепцию романа, и образ, и переписывать – в лучшем случае, главу…

Нет тут панацеи. И идеальных черновиков с идеально увиденными и прописанными сценами тоже нет. Чтобы этого достичь, текст нужно редактировать, и не один раз. Но прежде – закончить. А, начиная, иметь четкое представление, о чем писать… и зачем с «для кого» – тоже. То бишь примерную концепцию с планом – чтобы, если уж задумка мутирует, знать, как ее изменить. И смириться и с возможными изменениями, и с собственным перманентным косноязычием – с опытом оно пройдет.

7. Как написать большой роман – пугающая проблема многих новичков.

Да, написать триста страниц – немыслимое дело. Страшный, долгий путь и тяжелый труд. Ведь написать-то мало, надо написать логично, связно, интересно – и много. И, конечно, нужен опыт. Понимание – как – приходит только с опытом, ведь у каждого писателя – свои подходы к работе, свои алгоритмы.

А начинающим я советую забыть об этом страшном количестве страниц, а думать, например, только об объеме одной главы. 14-16 страниц звучит не так страшно, правда? И сначала логично – почти как рассказ – закончить первую главу. Потом – вторую. Можно даже писать каждую в новом документе, заранее отмерив отбивкой заданный объем, чтобы видеть цель – пятнадцатую, допустим, страницу. А потом собрать все в общий файл. И вдохновиться первой написанной сотней, и работать дальше уже без страхов.

8. «Для себя пишу – никому не покажу!», или «Я стесняюсь…»

Многие стесняются выставлять свое творчество на всеобщее обозрение, как и рассказывать окружающим о собственном увлечении.

Отчего-то в нашем обществе писательство стало делом пустым, глупым, ненужным, «ботанским». Профессия, как и увлечение, обесценилась. Но если вас окружают те, кто «против», помните о том, что тех, кто «за», намного больше – в Сети.

Противников и насмешников – пара человек в семье да пара приятелей, а читателей на литературных сайтах – миллионы. Не лишайте их своего творчества, не стесняйтесь, иначе так и не узнаете, зачем и для кого вы пишите. И кто знает, к чему это приведет…
И, исходя из этого, – следующая проблема.

9. Где найти читателей?

Хорошие читатели – те, что поддерживают в трудную минуту, с кем можно обсудить героев и сюжет, кто найдет ляпы, – птица редкая, но, к счастью, не синяя, как в известной сказке. Они есть и гнездятся на сетевых литсайтах и в онлайн-библиотеках. И первых, и вторых в Интернете множество.

Литсайты – это площадки для самостоятельной интернет-публикации как целых произведений, так и отрывков. Читатели там обитают чаще всего из-за так называемых «прод» от известных авторов (который начинает новый роман и выкладывает его по главам, чтобы фанаты прочли до публикации). А в ожидании выкладки они гуляют по другим разделам и произведения новичков читают наравне с историями мэтров.
Один минус – конкурентов очень много, и начинающим необходимо пиариться. Но есть и жирный плюс – если соберется читательская аудитория, и книга наберет популярность, на нее обратят внимание издатели. Кстати, на многих литсайтах есть конкурсы от известных издательств.
Что касается онлайн-библиотек, то использовать их для поиска читателей можно, если вы не рассчитываете на прибыль с продаж и готовы пиара ради «засветить» написанное произведение целиком. В таком случае не забудьте добавить к нему – прямо в текст, например, на последней странице – ссылки на свои авторские разделы в Сети (паблики или группы в соцсетях, литсайты), чтобы указать читателям дорогу к остальному творчеству.
В некоторых библиотеках, кстати, есть услуги рекламы – красивый баннер на видном месте или ярлычок «Хит продаж» на обложке. Любой каприз за ваши деньги.

10. Где и как издать книгу?

Издательства с новичками работают неохотно, но работают. Поэтому путь к изданию относительно прост: книжный магазин – анализ книг и поиск издательства – сайты и изучение издательских требований – отправка романа письмом для рассмотрения. Или: литсайты – конкурсы. Или пиар на литсайтах – ожидание чуда (то бишь письма от издателя). Или – самиздат, то есть книга за свой счет или самостоятельно подготовленная к изданию (на том же сервисе Ридеро можно выпустить электронную книгу, которая попадет во все крупные книжные интернет-магазины).
Вариантов публикаций – множество. Главное – не сидеть сложа руки, не стесняться и не терять веру в себя в случае отказа. Книги пишутся, потому что их авторам есть, что сказать. И для того, чтобы их читали. И для тех, кому нравится читать. Мы можем годами уверять себя и окружающих в том, что творчество – «только для себя», но в глубине души-то знаем, что не только.

Источник: school-of-inspiration.ru