Получать новости по email

Как выйти из творческого ступора, или что делать, когда делать нечего


Каждый из нас рано или поздно сталкивается с проблемой: поймав замечательную свежую идею, мы забываем про незаконченные произведения и сразу же бросаемся начинать что-то новое. Поэтому на всех литературных сайтах можно найти так много незаконченных и замороженных произведений. Но, все-таки, поскольку даже самый сырой законченный черновик лучше гениального, но нереализованного зачина, то одним из самых важных умений автора является доводить дело до конца, несмотря ни на что.
А как писать, если не пишется? Если вы прочно застряли и двигаться дальше нет ни сил, ни желания, то вот несколько советов:

1) Поищите в тексте брошенные сюжетные линии. Вот в начале вы написали интересный эпизод, смысл которого должен раскрыться позже. Ну, так не ждите, раскройте его сейчас. Если у вас уже готов план произведения, и вы точно знаете, что за чем следует, то вы уже точно знаете, когда можно будет впихнуть этот кусок на свое место. Даже если это касается какого-то секрета, который еще не время раскрывать. А вы точно уверены, что еще не время? Может, самое время, в переносном смысле, кинуть дрожжи в сортир и посмотреть, что вылезет и как герой будет с этим справляться? Нет ничего страшного в том, что ваша история свернула с намеченного пути в совершенно ином направлении. Не двигаются и не меняются только трупы.

2) Введите в текст нового антагониста или второстепенного персонажа. Как я уже когда-то писала, пусть в комнату вломится мужик с оружием. Иногда это единственный способ расшевелить сюжет. Только не увлекайтесь этим приемом, помните: в хорошем сюжете одно событие влечет за собой другое. Если этого не происходит, то самое время серьезно задуматься: а так ли он хорош?

3) Попробуйте писать то, что вам легче всего писать. Хороши в диалогах? Придумайте сцену, в которой они будут уместны. Вам нравится экшн? Тогда самое время им заняться. Как только вы снова начнете получать удовольствие от самого процесса написания, сюжет сдвинется с мертвой точки. Проверено на себе.

4) Иногда мы пишем эпизоды только потому, что нам это нравится, но на сюжет они никак не влияют. Самое время посмотреть на текст со стороны и определить, какие сцены действительно необходимы, а без каких можно бы и обойтись. Может быть, проблема именно в том, что вы застряли на середине эпизода, который ведет в никуда? Так не лучше ли удалить его и начать заново с той точки, где повествование все еще движется вперед. А, может, вы придумаете, как интегрировать подобный эпизод в основной сюжет? Думайте. Анализируйте.

5) Может быть, герою слишком комфортно? Не пора ли усложнить ему жизнь? Сядьте и подумайте: какова самая худшая вещь, которая может случиться с героем, чтобы, при этом, он остался жив и смог сполна насладиться последствиями этого удара судьбы. И, возможно, пока вы будете писать про героя, пытающегося справиться с целым спектром эмоций – от шока и отрицания до уныния и отчаяния, сюжет может либо сдвинуться с мертвой точки, либо повернуть в совершенно ином направлении. Используйте закон Мерфи на сто процентов, ведь читать про с трудом справляющихся с трудностями героев куда интереснее, чем про бездельников на пикнике.

6) Временно выведите второстепенного персонажа на главную роль. Можно поменять рассказчика, если структура повествования это позволяет. А если нет, то пусть хоть какое-нибудь испытание достанется не главному, а второстепенному герою. Допустим, герой дерется на дуэли. А что если это будет не герой, а его лучший друг? Фокус повествования очень здорово сместится, но что если именно это окажется тем пинком, который так необходим сюжету?

7) А не пора ли поставить точку? Может быть, эпизод, над которым вы бьетесь, слишком уж затянулся? Можно ли без особого ущерба для сюжета поставить точку и сменить… да что угодно: главу, сеттинг, фокального персонажа. Вдруг вдохновение снова придет, когда вы сможете уйти от уже навязшей в зубах монотонности?

Когда вдохновение уходит и очарование новой идеи сменяется писательской рутиной, то желание что-либо делать пропадает. Можно бросить все и увлечься новой, интересной идеей. А можно просто стиснуть зубы и писать. Даже если вы застряли. Даже если вам не нравится то, что вы пишете, вам все равно придется это сделать, а потом, возможно, вернуться и исправить написанное. Может быть, не стоит бесконечно откладывать выполнение той необходимой, но очень уж нежеланной работы? Чем быстрее вы ее сделаете, тем лучше. Возьмите себя в руки и… пишите. В конце концов, невозможно улучшить только тот текст, которого не существует. И даже если результат не вполне вас устроит, вы получите один очень важный навык: самодисциплину и способность писать даже когда вдохновения нет вообще.
В общем, что вы вообще тут делаете? Идите, пишите!
Екатерина Шахловская