Получать новости по email

Как выбраться из тупика?


В творческом тупике иногда может оказаться любой писатель. Однажды, сев за компьютер или за пишущую машинку, автор вдруг понимает, что не может написать ни строчки. В голове пустота. Именно в такие моменты и можно выяснить, кем вы являетесь на самом деле: настоящим писателем или обычным мечтателем, пытающимся им стать.
Главное  –  не поддаваться панике. Не стоит проявлять малодушие и бросаться за стимулирующими средствами (алкоголем, наркотиками), пытаясь таким образом вернуть свою музу. Возможно, это и сработает, но итог будет плачевным. Написанный в таком состоянии материал вряд ли будет достойным чтения. Да и здоровье назад не вернешь…
Творческий тупик может случиться с каждым, и это нужно понять. Вторая главная задача в этот момент – не бросать работу. Можно заняться чтением вслух написанного ранее материала или же его перепечаткой. Стуча по клавишам под веселую музыку, даже не творя шедевров, вы сможете преодолеть творческий тупик. А вот бросив работу, из тупика вы вряд ли вырветесь.
Однако не стоит свою лень, усталость и отсутствие настроения путать с творческим тупиком. На сегодняшний день выделено несколько причин, которые могут привести талантливую личность к такому состоянию:
1) незнание собственных героев;
2) невозможность одновременно творить и править;
3) страх перед неудачей;
4) боязнь успеха.
Рассмотрим эти причины повнимательнее.
В черновиках герои оживают со своими эмоциями и желаниями. И если автор не понимает своих персонажей, они могут воспротивиться его воле, когда он будет пытаться заставить их выполнить то, чего они делать не хотят.
А бывает и такое, что на выходе получаются совсем не те персонажи, которые задуманы изначально. Как правило, получается молчаливый бунт: герои не подчиняются вам, и в такие моменты вы ощущаете себя как в трясине. И начинается паника.
Работа с персонажами поможет вам преодолеть тупик такого плана. Необходимо выяснить причину, понять внутренний мир персонажей, их мотивацию. Возможно, придется пойти и на крайние меры – изменить сюжетный план.

Далее. Не стоит совмещать два дела одновременно, т.е. писать и следом пытаться вносить исправления. Поскольку такие действия, как правило, заведут вас в тупик. Точки на «и» можно расставлять уже тогда, когда черновик книги будет готов. Не стоит из черновика создавать шедевр.
Лучше проявите упорство, когда уже будете корпеть над редактурой, когда будете задумываться над каждым словом, решая, что с ним делать: оставлять, менять или вообще убрать. Нередко в момент написания черновика встречаются очевидные недостатки. Некоторые авторы в такие моменты становятся безумными — они моментально начинают их править. Скорость работы сокращается вследствие того, что автор начинает задумываться над каждым словом. Через время начинается правка исправленного и т.д., и как результат – боязнь будущего, того, что они не смогут сотворить достойных произведений и так далее. И вот он, творческий ступор…

Как выйти из этого тупика? Работайте или с выключенным светом или с выключенным монитором. Главное – не видеть итог вашей работы. Творчество в таких условиях, хотя бы на протяжении нескольких дней, поможет преодолеть этот тупик. А если вам важны правки – найдите себе хорошего редактора.

Страх перед неудачей тоже нередко заводит многие таланты в тупик. Как правило, автор оказывается в нем, когда основная часть работы уже сделана, рукопись почти готова. Развивается страх, что работы не будут приняты ни в одном издательстве, и это замедляет всю работу. Несчастный автор увязает на середине последней главы.
Преодолеть этот страх поможет… банальный крик. Необходимо выкричаться, выплескивая негативную энергию. Послать всех и всё к чёрту. Как правило, это помогает. А еще необходима поддержка друзей и близких, их уверенность в вашем таланте. Поговорите с теми, кто верит в вас, и – возвращайтесь к работе.

Намного сложнее с четвертой причиной. Вы хотите знать, из-за чего можно бояться успеха?
Добившись успеха, вы заметите вокруг себя разные странности. Друзья-неудачники будут завидовать вам. Даже ваш супруг или супруга могут изменить свое отношение к вам. Люди будут задавать вам различные вопросы и удивляться, если вы вдруг не сможете на них ответить. С вами будут пытаться спорить. Вас будут спрашивать, как вам пришла в голову идея романа, сколько денег вы получили, над чем работаете в данный момент. Люди будут рассказывать вам о своих любимых писателях. Когда выяснится, что вы их не читали, люди будут вас считать за идиота, потому что их любимые авторы пишут в сто раз лучше, чем вы. Вы будете в центре внимания. Что же в этом плохого?
Некоторые психологи утверждают, что одна из самых распространенных человеческих фобий — страх выступления перед большой группой людей. Люди боятся этого пуще смерти. Почему? Людям страшно быть замеченными, страшно быть центром внимания в зале, полном людей. Преуспевающий писатель всегда заметен. Он часто становится центром внимания в большой аудитории. И начинающий писатель ждет этого с ужасом. Так возникает творческий тупик четвертого типа.
Если вы боитесь успеха, напишите на титульном листе рукописи чужое имя. Работайте под псевдонимом. Так поступают многие писатели. И хотя бояться славы нет причины, можно стать писателем, избегнув ее.

Еще бывают творческие тупики комбинированных типов. Пытаясь преодолеть ступор, варьируйте различные способы, пока не сдвинетесь с мертвой точки. И удачи вам на этом нелегком пути!